Главная » Файлы » Мастер года - 2017 |
[ Скачать с сервера (3.85 Mb) ] | 01.11.2017, 13:51 |
«Компетентностно-ориентированное обучение как основа повышения качества профессиональной подготовки специалистов экономического профиля» Здравствуйте! Уважаемые коллеги, жюри, гости! Вашему вниманию я представляю опыт работы по теме. Выбор данной темы продиктован, прежде всего, требованиями современного рынка труда, который сегодня характеризуется высокой инновационной динамикой. Новый специалист сегодня должен обладать не просто знаниевыми способностями, разнообразием способов деятельности и результативностью (эффективностью) решения поставленных задач, а владеть нормативно-управленческой культурой, практическим опытом при выполнении основных видов профессиональной деятельности, составляющие которых отражены в требованиях профессионального стандарта «Бухгалтер» и закреплены ФГОС в виде образовательных результатов – компетенций. Развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро должен приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников, уметь работать в команде, эффективно общаться. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться. Поэтому, сегодня уже недостаточно иметь только базовый уровень профессионального образования, необходимо компетентное владение различными родственными (смежными) видами деятельности, стремление к самообучению, самореализации и профессиональному росту. В связи с этим актуально-значимым становится компетентностно-ориентированный подход, цель которого заключается в формировании профессионально и социально значимых компетенций у будущих специалистов экономического профиля. Формирование компетенций – это не смена содержания, скорее, смена способа, технологий. Идеи компетентностного подхода появились в результате изучения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Ключевым принципом обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результаты, значимые на сферы труда. Реализация компетентностно-ориентированного подхода невозможна без обеспечения качества подготовки специалистов, которая предполагает мобильность содержания, информатизацию образовательного пространства, использование активных методов обучения, атмосферу сотрудничества студентов и преподавателей. Важным условием для формирования общих и профессиональных компетенций является организация продуктивной учебной деятельности, соединение теоретического и практического образования. При использовании такого подхода, наиболее полно раскрываются индивидуальность студентов, формируются приоритетные навыки, способствующие качественному прохождению ими учебной и производственной практики. В современных условиях невозможно получить знания однажды и навсегда. Поэтому компетентностно-ориентированное образование должно мотивировать людей к обучению, создавать им необходимые для этого условия. Анализ работ известных ученых, таких как В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, А.К.Маркова, Ф. Г. Ялалов, Н.Ф.Талызина, А.В.Хуторской и другие, касающихся организации компетентностно-ориентированного учебного процесса в системе СПО, показал, что в них отражены вопросы формирования профессиональной компетентности специалиста. Данные работы преимущественно освящают теоретико-методологический пласт рассматриваемой проблемы, а дидактическое обеспечение такой деятельности раскрыто не в полной мере. Рассматривая модель формирования учебного процесса как образовательную систему, важно определить при каких организационно-педагогических условиях станет возможной реализация обучения. Таким образом, основная цель моей работы – создание организационно-педагогических условий для повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях компетентностного подхода в обучении. Такими условиями, на мой взгляд, являются:
Кроме того, основными важными дополняющими факторами для повышения результативности учебной деятельности являются: наличие междисциплинарных связей; реальная практическая направленность в обучении; наличие положительной эмоциональной мотивации; развитие атмосферы сотрудничества и взаимодействия между преподавателем и обучающимися (преподаватель и обучаемый должны стать равноправными участниками конструктивного диалога); обязательно должна присутствовать ориентация процесса подготовки обучающихся на цели самоуправления, самообразования и саморазвития личности, формирование ценностных ориентаций, смыслообразующей деятельности. Располагать знаниями – это еще не значит уметь их использовать. Разрыв между теорией и практикой возникает в силу того, что учебный процесс в основном ориентирован на накопление информации. В связи с этим крайне обязательно использование инновационных технологий, активных методов, форм и приемов обучения, которые дают возможность научить практической работе еще до того, как наступит реальная ситуация, научить такому опыту, который нельзя передать словами и который приобретается в процессе действия, участия, принятия решений, дискуссий. Экспериментально установленные факты свидетельствуют о том, что в памяти человека запечатлевается: до 90% того, что он делает; до 50% того, что он видит и до 10% того, что он слышит. Соответственно, учебный материал усваивается: при чтении лекции – на 20%; при чтении лекции с наглядными пособиями – 30%; при чтении лекции с использованием аудиовизуальных средств – 50%; при дискуссии – 70%; при рассмотрении жизненных ситуаций – 90%. Классификация активных методов обучения помогает мне, с учетом вида и типа занятия, его учебных задач и содержания учебного материала, выбрать и применить на том или ином этапе организации учебного процесса соответствующие методы, активизирующие процесс познания, развивающие способность к самостоятельному обучению. Так, в своей работе, при проведения практических занятий и учебной практики, я использую задания различного характера, например анализ производственных ситуаций, решение жизненных и ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх, применяю работу с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и справочными системами, составление документации. При распределении заданий мною учитываются индивидуальные особенности обучающихся, иначе более слабым студентам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые. Развитию учебно-познавательной мотивации способствуют и творческие домашние задания. На практических занятиях часто использую проектную методику, игровые технологии, проблемное обучение, как наиболее активизирующие познавательную и практическую деятельность моих студентов. Им нравятся уроки: - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, налоговая инспекция, отдел по борьбе с экономическими преступлениями, бухгалтерия промышленного предприятия; небольшая частная фирма и т.п.; - основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в реальной жизни: исследование, проблема; изобретательство, интервью, репортаж; - уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина; - уроки публичной формы общения: пресс-конференция, семинар, дискуссия, телемост, диалог и т.п.; - уроки-фантазии: «Заглянем в будущее», «Что будет через 10-50 лет?» и т.п.; - уроки с просмотром и обсуждением фильмов; экскурсии; использую уроки взаимного обучения студентов; уроки, которые ведут сами обучающиеся.КЛИК Из арсенала приемов активизации познавательной деятельности применяю: - прием «значимости» - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его профессиональной ценностью; - прием «новизны» - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных и т.п.; - эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу или обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у студентов умение доказывать и обосновывать свои суждения; - прием «натурализации» - выполнение заданий с использованием натуральных объектов; - создание нестандартных ситуаций. Свое подтверждение это находит в результатах анкетирования студентов. В своей педагогической практике, для повышения результативности и степени вовлеченности в учебную деятельность каждого обучающегося я использую групповые формы работы, заключающиеся в разделении всей группы на 2-3 микро-группы, меняя в процессе обучения их качественный состав. Подобное разделение на подгруппы дает возможность обучающимся научиться аргументировать и отстаивать свой вариант решения поставленной задачи на основе самостоятельно сделанных расчетов и выводов. Групповая форма работы важна и с точки зрения развития таких компетенций как способность работать в команде, эффективно общаться; способность брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. В образовательном процессе в целях формирования у студентов информационной культуры, развития способности поиска информации и ее оценивания при решении производственных задач, я использую информационно-коммуникационные технологии, в том числе программное обеспечение «1С-Бухгалтерия»; справочно-информационные базы «Гарант» и «Консультант». Применение аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения (видеоролики, презентации, тесты и т.п.) повышает интерес к изучению программного материала, совершенствует процесс преподавания. Таким образом, применение технологий, активных методов, форм и приемов обучения на учебных занятиях является важным средством формирования профессиональных практических умений и способов профессиональных действий. Содержание и сам процесс изучения выступают инструментом, обеспечивающим качество освоения профессиональных знаний, формирования общих и профессиональных компетенций. Вместе с тем, мой опыт показывает, что ни один из методов и ни одна из педагогических технологий не является универсальной, и только их разнообразие и сочетаемость делает образовательный процесс оптимальным и продуктивным. В компетентностно-ориентированном подходе оцениваются не только знания, умения и навыки, но и круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности студентов по освоению компетенций и личностных качеств. Оценить уровень компетенции мне позволяют разработанные мною контрольно-оценочные средства в форме тестирования, самостоятельных работ различных видов и других заданий. При этом контроль и оценку учебных достижений студентов осуществляю не только я, но и сами студенты – это самооценка, взаимооценка или результат коллективного труда. Рефлексия помогает установить мне обратную связь. Анализируя способы деятельности, студенты выявляют решенные трудности и проблемы, осознают, в чем состоялся прирост знаний и умений. Рефлексия в педагогическом процессе означает процесс и результат фиксирования участниками педагогического взаимодействия состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого. Результаты проводимого мною контроля по освоению программного материала отражаются в мониторинге учебных достижений моих студентов. Управление образовательными результатами дает мне возможность проанализировать и оценить собственную работу, эффективность и результативность организуемого мною учебного процесса по освоению компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций. Таким образом, перечисленные организационно-педагогические условия компетентностно-ориентированного обучения являются основой успешной деятельности преподавателя по формированию общих и профессиональных компетенций у студентов, так как оказывают влияние на качество профессиональной подготовки специалистов экономического профиля, а именно: - обеспечивает получение новых знаний и практического опыта, насыщенного познавательно-творческими идеями, развитие посредством инновационных технологий, активных методов, форм и приемов обучения; - предполагает построение образовательного процесса на основе единства эмоций, творчества, теории и практики. Благодаря чему у студентов СПО формируются творческие и профессиональные качества, способствующие становлению конкурентоспособной личности. Закончить свой доклад я бы хотела словами В.А.Сухомлинского:У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития достигал, образно говоря, своего потолка. Благодарю за внимание.
| |
Просмотров: 291 | Загрузок: 8 | |
Всего комментариев: 0 | |